На месте проданных каруселей и горок в Горсаду Волгограда остается безлюдный «плац». Чем заменят знакомые всем аттракционы? Повторит ли один из самых зеленых уголков города печальную судьбу своих предшественников, отправившись под тотальный топор благоустройства? Об этом и многом другом корреспонденты V1.RU спросили главного архитектора центра «ВЯЗ» Дмитрия Селивохина, разрабатывающего проект для Комсомольского сада.
Какие проблемы?
Удивительно, но парк в самом центре города оторван от самого Волгограда. К таким выводам московские архитекторы пришли уже на первом этапе работы в Комсомольском саду.
— Мы делаем единое рекреационное кольцо Волгограда, включая в него пойму Царицы, улицу 10-й дивизии НКВД, Комсомольский сад, проспект Ленина и набережную 62-й Армии. Этот парк мы трактуем как часть кольца, — объясняет Дмитрий Селивохин. — Поэтому в первую очередь мы должны связать его с городом пешеходными маршрутами. Оказывается, что на транспорте волгоградцы могут добраться лишь до его верхней части. Это первая и основная проблема. Сам Комсомольский сквер и Горсад с пятачком под железной дорогой никак не связаны друг с другом. По всей территории хаотично разбросаны какие-то объекты: лавочки, спортивные площадки, аттракционы.
«Ощущение, что малые архитектурные формы положили в коробочку, потрясли и выбросили — куда попали, там и остались»
Сквер в Центральном районе, уверены специалисты центра «ВЯЗ», страдает из-за волгоградской страсти к заборам и ограждениям.
— Транзитные пути сделаны неверно, и их нужно приводить в порядок, — перечисляет главный архитектор. — Еще одна серьезная проблема: на территории парка никак не выявлена специфика места. Допустим, в Комсомольском саду остались очень серьезные, но никак не обозначенные следы войны. Горсад не является продолжением сквера и будто бы оторван от него. На этом конфликте двух зон мы и должны построить какое-то сильное решение.
Какие решения?
Площадку рядом с бывшим кинотеатром «Победа» столичные архитекторы планируют отдать детям. Однако, по мнению Дмитрия Селивохина, в новом проекте не найдется места ни классическим детским площадкам, ни съехавшим из парка аттракционам.
— Аттракционы вывезли из парка не из-за нас. В последнее время бизнес-план пошел в пике, и, на мой взгляд, виной тому стала не только пандемия коронавируса, — убежден специалист. — Я уже говорил и повторюсь еще: как и в пойме реки Царицы, в Комсомольском саду должны быть какая-то внебюджетная составляющая. Он должен сам содержать себя, иначе со временем все начнет хиреть и разрушаться. Но решения «в лоб» сейчас не работают.
«Мы выбираем не детские площадки с плюшевыми крокодилами, а исторические квесты. Если поставить горки и качели, то люди не будут за это платить»
Рядом с макетом исторического трамвая специалисты хотят в прямом смысле выйти на новый уровень. Если идеям москвичей суждено сбыться, то обычные рельсы превратят в «ветвистую» экотропу.
— Мы предлагаем оставить Комсомольский сквер регулярным парком. В нем есть захоронения, которые, безусловно, нельзя трогать. Просто приводим все в порядок и делаем более современным, — делится планами Дмитрий Селивохин. — Горсад, по нашим задумкам, частично уходит на второй уровень — то есть там появляются мостки. Рельсы трамвая будто бы уходят в небо и превращаются в экотропу на уровне деревьев. Нижняя зона парка будет представлять собой ботанический сад, на который горожане посмотрят сверху.
«Это не константа, а лишь одна из идей. Возможно, на этапе проектирования мы выясним, что ее невозможно воплотить в жизнь»
Будет ли капитальное строительство?
В самом Комсомольском саду дизайнеры и урбанисты видят театральную площадь — ее откроют рядом с НЭТом и бюстом Николаю Гоголю, который уже давно ждет хотя бы генеральной уборки.
— Я также хочу предложить реконструкцию часовни — надеюсь, что мы найдем общий язык с настоятелем, — рассказывает Дмитрий Селивохин. — Она стоит на оси с собором Александра Невского, поэтому, возможно, мы сделаем какой-то церковный садик — условно, «Аптекарский огород». Пока Комсомольский сад и новый сквер перед собором — две совершенно отдельные конструкции. Несмотря на то, что у них много общего, они разделены даже смыслом. Мне очень хочется связать их в единую систему.
Еще на «берегу» специалисты центра «ВЯЗ» предупреждают о том, что в Комсомольском саду не предполагается капитального строительства. На площадях нового сквера могут «вырасти» лишь павильоны, навеянные образами «профессорских дач».
— Мы будем изо всех сил стараться создать масштабный павильон средствами современной деревянной архитектуры, — объясняет главный архитектор. — Но при этом мы не собираемся катиться в китч и создавать некую пародию на архитектуру 30-х годов. Вполне хорошая идея, на мой взгляд, — современными методами создать лекторий под открытым небом.
В парке с уже протоптанной дорогой к бункеру Чуянова не обойдут стороной военную тему. Однако, вопреки крепкой волгоградской традиции, архитекторы не планируют превращать место для отдыха в еще один сквер с памятниками освободителям.
— Я все время говорю, что Волгограду пора идти вперед, а не оборачиваться назад. Хотя сейчас меня и критикуют за такую позицию, — уточняет Дмитрий Селивохин. — Понятно, что мы не будем закрывать бункер. Понятно, что будем делать экспозицию. Но этот пласт не будет основным. К тому же, военная тема и причастность этого места к истории города — разные вещи. Пример военной темы — Керченские каменоломни. В тоже время есть пример городской навигации в Варшаве — история суровых лет «зашита» в каких-то арт-объектах. Один пример — поставить статую борцам с немецко-фашистскими захватчиками, другой — сделать какой-то ландшафтный парк, символизирующий борьбу с полчищем врагов.
Ждет ли парк массовая вырубка деревьев?
Самый больной вопрос для горожан — массовая вырубка деревьев перед благоустройством. Зная о «болевой» точке Волгограда, специалисты центра «ВЯЗ» обещают обойтись без тотальных зачисток и «плацев».
— Во всех наших проектах мы придерживаемся единого принципа проектирования: после нас зелени должно остаться больше, чем до нас, — отвечает главный архитектор. — Зелень создает тот контрастный фон, на котором работает архитектура. Современная архитектура сегодня — это не рисование фасадов, а создание образов и ощущений с помощью шуршания листьев, теней, лучей света, звука воды. На расчищенной площади можно построить что угодно, но это не спасет парк.
Несмотря на оптимистичные прогнозы, Комсомольскому саду, похоже, не обойтись без вырубки.
— Я соглашусь с тем, что Горсад и Комсомольский сквер — одни из наиболее зеленых зон Волгограда, — подтверждает Дмитрий Селивохин. — Но в парках очень серьезные повреждения деревьев: работы для дендрологов действительно очень много. Необходимо делать подробную ревизию деревьев и высаживать новые.
В конце лета арендатор участка в Горсаду Анатолий Влас объявил о продаже всех аттракционов. Из-за «коронавирусных» ограничений предприниматель остался без прибыли — до последнего оттягивая этот момент, волгоградец все же не спас предприятия от закрытия. Как только с площадки начали вывозить знакомые детворе карусели, мэрия пообещала дать парку новую жизнь. Специалисты центра «ВЯЗ» надеются показать проект благоустройства уже к Новому году. Об истории уникального парка в самом центре Волгограда корреспонденты V1.RU рассказали в отдельном материале.