Фермеры из Городищенского района Волгоградской области предполагают, что сезон-2024 может стать последним для большей части хозяйств. В качестве возможной причины банкротства аграрии называют масштабную реконструкцию оросительной системы, которая может оставить без воды поля с овощами. Договоры на поливное водоснабжение некоторые сельхозтоваропроизводители не могут заключить до сих пор, а среди фермеров всё чаще звучат голоса о том, что проблемы с водой — составная часть плана по выживанию продукции волгоградских аграриев с российского рынка.
Придется потерпеть!
Собрание фермеров, на котором присутствовали и представители «Волгоградмелиоводхоза», организации, занимающейся оросительными системами на территории Волгоградской области, прошло в конце прошлой недели в администрации Городищенского района. Чиновники предприятия пытались убедить фермеров, что последствия для них будут минимальными, несмотря на то, что только первый этап реконструкции завершится в 2030 году. Фермеры же заранее начали готовиться к самому печальному сценарию:
— У нас затеяли реконструкцию оросительной системы, — объясняет Владимир Широпатин, один из волгоградских фермеров. — Там есть технологические какие-то недочеты. От насосной станции идет две трубы. Одну сейчас порезали, до осени будут ее собирать. Мощность оросительной системы сократили наполовину, нас об этом не известив. Почему нельзя это было делать в прошлом году, с окончанием сезона? Сейчас на носу полив — а они затеялись!
Фермер уверяет — минимальные последствия такого необдуманного шага — резкое снижение урожая. Максимальные — банкротство многих хозяйств.
— Если раньше рвалась одна труба, вводили в действие вторую. Сейчас же мы рискуем остаться вообще без воды, поскольку осталась только одна ветка водовода. Вторая демонтирована, — возмущаются фермеры. — Если произойдет большая авария и мы останемся без воды — овощи просто высохнут, а убытки лягут на наши плечи. Компенсировать их никто не будет. «Мелиоводхоз» только повышает тарифы. Мы для них — дойная корова, на которую хотят переложить и оплату реконструкции. Ибо если раньше в уставе «Мелиоводхоза» основной задачей было орошение земельных участков, то сейчас — содержание и ремонт оборудования.
Заместитель директора ФГБУ «Управление "Волгоградмелиоводхоз"» Дмитрий Семененко признал справедливость претензий фермеров, но пообещал сделать так, чтобы воду люди получили в полном объеме:
— С этого года мы вступаем в период реконструкции городищенской системы, проводиться она будет до 2030 года, — рассказывал на встрече господин Семененко. — Сейчас идет реконструкция напорного трубопровода и техническое перевооружение насосной станции. Из двух водопроводов меняется сейчас один. Возможность маневрирования работой оборудования, в отличие от прошлых лет, теперь отсутствует. Это, конечно, не совсем удобно. Потому что при выходе какой-то части оборудования теперь нельзя переключится на другой. Но в таком темпе мы будем работать до 2030 года. Мы будем прилагать усилия для того, чтобы этот период обеспечивать водой хозяйства в необходимом объеме.
«Мы немного не успели»
Объяснил чиновник и отсутствие договоров. Причина — в отсутствии тарифов на подачу воды для полива:
— По состоянию на сегодняшний день Минсельхоз не установил тарифы на мелиорацию, — продолжает Дмитрий Семененко. — Отчасти это наша вина. Мы должны были предоставить план водопользования до 1 марта, но не смогли. Исходя из этого плана строится вся структура расходов. Какой объем нужен и сколько энергии понадобится. Но, так или иначе, мы планируем снизить оросительную норму. Она определяет стоимость всего договора и размера авансовых платежей. В позапрошлом году размер аванса был сто процентов от месячного потребления, при этом норма была высокой. В текущем году мы снижаем норму, а аванс делаем в размере 70 процентов. Таким образом снижаем на вас финансовую нагрузку. Прошу с пониманием отнестись ко всем сложностям. Опыта таких реконструкций у нас еще не было. Будем его нарабатывать.
Претензии по стоимости услуги представитель «Волгоградмелиоводхоз» также опроверг:
— Ежегодные проверки ФАС уже стали традицией. Но размер всех цен обоснован, что подтверждает антимонопольная комиссия, — подчеркнул чиновник, добавив при этом, что о расширении обрабатываемых площадей на время реконструкции придется забыть.
— В период до 2030 года у нас будут ограничены возможности по увеличению площади орошения земли. В первую очередь глянем, как пройдет этот год. Если технических возможностей будет недостаточно, то дальнейшее увеличение площадей будет невозможно, — объяснил господин Семененко.
«Нас просто хотят уничтожить»
Фермеры, мягко говоря, остались недовольны встречей:
— Товарищ Семененко в очередной раз прочесал всех фермеров, — заявил один из овощеводов. — Государственную структуру превратили в частную компанию, которая занимается самообогащением. Всё совещание посвятили обсуждению того, как заключить договор. Но главная их обязанность — обеспечить наличие воды в канале. В общем, всё не по теме. Выращивание овощей для них где-то на третьем плане.
А вот по мнению другого волгоградского фермера, Аркадия Дудова, ситуация гораздо печальнее, чем кажется на первый взгляд.
— Они просто исполняют волю Министерства сельского хозяйства, чего и сами не скрывают, — считает фермер. — Такое ощущение, что сверху просто не видят заинтересованности в волгоградской продукции. В соседних регионах люди давно заключили договора и поливают свои поля. И нет никаких проблем. Министерство почему-то только в Волгограде не позволяет этого сделать. Либо у нас тут на местности что-то происходит, о чём мы не в курсе, либо кто-то сверху посчитал нас ненужными. Мы единственный конкурент Краснодару. Только волгоградский лук может составлять конкуренцию импортному луку. Наши овощи и хранятся дольше. Возможно, тут какая-то коррупционная схема. Мы из года в год просим заключить с нами долгосрочные договора. Нам нужно, чтобы первого апреля у нас в канале была вода. Нужно, чтобы для бюджетного предприятия орошение являлось основным видом деятельности. Для них же сейчас главное — охрана старого металлолома.
Фермер предупреждает — проблемы с поливной водой отразятся и на простых волгоградцах, конечных потребителях фермерской продукции:
— Давайте представим, что 90 процентов лука российского производится в Волгоградской области. Этим летом засеют его в разы меньше. Моркови тоже касается. Причем в канале есть вода, просто договора никто не заключает. Тот, кто сам ее возьмет, будет вором. В итоге приведет всё это к тому, что нас заполонит лук из Средней Азии и Казахстана. Нас вытесняют.
Напомним, что конфликт между фермерами и «Волгоградмелиоводхозом» разворачивается уже не первый год. Овощеводы неоднократно жаловались на чиновников, неустанно повышающих тарифы на воду и на проблемное оборудование. По мнению фермеров, учреждение делает всё, чтобы задушить местное овощеводство и потакать иностранным производителем. Не найдя никакого выхода из ситуации, волгоградцы даже обратились за помощью к правительству Российской Федерации.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, и не пропустите ничего, что может быть интересно именно вам.