В Волгограде в АО «Союзпечать» 7 сентября пообещали не допустить сноса девяти из одиннадцати киосков сети в Центральном районе города. Финансовые показатели компании, принадлежащей областной администрации, с каждым годом всё хуже и хуже, а другие распространители газет и журналов отмечают безразличие к их проблемам со стороны властей.
«Ситуация у распространителей сейчас очень сложная»
— У нас достигнута договорённость, что распоряжение о демонтаже девяти киосков «Союзпечати» будет отменено, — рассказал корреспонденту V1.RU гендиректор АО «Союзпечать» Волгоградской области Андрей Мирошниченко. — Мы просто погасим задолженность по аренде и будем работать дальше. Это будет в течение текущей недели. Все киоски останутся на месте. Просто возникло кое-какое недопонимание, поскольку многие сейчас работают на удалёнке. Всё нормально. Всего в Центральном районе располагается 11 киосков «Союзпечати».
В администрации Волгограда пояснили, что подобный сценарий развития событий сложно реализуем.
— В случае расторжения договора с арендатором, при наличии у него намерений сохранить за собой ранее арендованные места, он может в установленном законом порядке принять участие в аукционе по данным объектам, — уточнили в мэрии. — В случае его победы, среди других участников аукциона, он получает право на заключение договора и, в таком случае, может продолжить работу на том же месте в правовом поле. Данный порядок действует для всех без исключения.
На прошлой неделе комиссия отдела градостроительства и землепользования администрации Центрального района Волгограда «приговорила» девять киосков «Союзпечати» к демонтажу. Объекты размещены были законно, но «Союзпечать» вовремя не платила аренду.
— Платежи перестали поступать от собственника летом 2019 года, — обосновывали в администрации Волгограда. — Несмотря на неоднократные напоминания со стороны муниципалитета, владелец киосков не предпринял попыток погасить задолженность. В июле этого года мэрия уведомила собственника о расторжении и необходимости освободить арендуемые территории. Этого не произошло. В ряде нестационарных объектов коммерческая деятельность не велась.
100% акций в АО «Союзпечать» Волгоградской области принадлежит региональной администрации. С каждым годом компания несёт всё большие убытки. Катастрофичным стал для неё 2019 год.
— Выручка «Союзпечати» составила 20 миллионов рублей, что на 133 миллиона рублей меньше, чем в 2018 году, — сообщает Rusprofile. — Прибыль выросла на 6,1 миллиона рублей, но год АО закончило с минусом в 33 миллиона рублей.
В отношении компании было возбуждено 357 исполнительных производств, из них текущих 171. «Союзпечать» участвовала в 237 арбитражных делах: в 17 в качестве истца и в 219 в качестве ответчика.
— За последние три года с газетными киосками в Волгограде существенно ничего не поменялось, — говорит член Общественной палаты Волгоградской области, медиамагнат Вячеслав Черепахин. — Ситуация у распространителей сейчас на самом деле очень сложная. Две сети «РИА Профи» и «ВДВ» ещё как-то живут, а «Союзпечать» откровенно загибается. С поставщиками не расплачивается. Мы отказались от работы с ними. Она фактически находится в крахе. Пытаются перевести всё на новую компанию. Поэтому им сейчас не до расширения.
«Всё достаточно стабильно»
«Лихорадка» газетных киосков началась четыре года назад, когда городские власти изменили требования к объектам нестационарной торговли. Далеко не все попали на карту законных мест размещения, их пришлось закрыть.
В городе продают печатные СМИ три компании: «Союзпечать», «ВДВ» и «РИА Профи». Год газетчики искали себе место под солнцем. Из проходных мест на остановках и рядом с оживлёнными пешеходными потоками их выдавливали на окраины районов.
В 2017 году у владельцев киосков началась новая головная боль — к ЧМ-2018 в мэрии утвердили типовые павильоны торговли. Под продажу газет выбрали образец киосков печати Санкт-Петербурга. Волгоградским компаниям предстояло серьёзно вложиться, чтобы обновить внешний вид объектов продажи газет и журналов. Таких средств у них сразу не нашлось, а центр города тем временем зачистили от киосков образца середины 1990-х.
В какой-то момент от «Современника» до «Европы» на проспекте Ленина негде было купить актуального чтива.
Дошло до того, что волгоградцы стали выходить на акции протеста с требованием сохранить их привычные газетные киоски, собирая подписи к депутатам и губернатору, но никаких результатов это не дало.
В конце 2018 года представители печатного бизнеса обратились к городским властям через Общественную палату, попросив увеличить количество киосков за счёт их размещения вблизи автобусных и троллейбусных остановок.
В Министерстве цифрового развития РФ в то же время указывали на проблему вымирания точек продаж печати в Волгоградской области. По данным федерального ведомства, на одну торговую точку с печатной продукцией в регионе приходится 8048 человек, что ниже установленных требований. Впрочем, в соседних областях ситуация с этим была ещё хуже.
Газетчики, чтобы выжить в век информационных технологий и интернета, попытались разнообразить ассортимент реализуемой продукции. Областные власти пошли им навстречу и в 2019 году разрешили продавать коллекционные монеты и марки, школьные и офисные канцелярские принадлежности, кожгалантерею, предметы личной гигиены, парфюмерию, косметику, моющие средства, нескоропортящиеся продукты в упаковке, безалкогольные напитки, флешки и диски, корм для животных, семена растений, кондитерские изделия в герметичной упаковке и многое другое.
— У нас всё происходит в соответствии с действующими договорами, — говорит генеральный директор ООО «ВДВ» Михаил Меркулов. — Если киоск стоит на законных основаниях, то его никто не трогает. В последние годы никакой динамики по росту количества киосков или сокращению нет. Всё достаточно стабильно. Просьбы увеличить их количество на остановках общественного транспорта мэрией услышаны не были. Расширение ассортимента продаваемых в киосках товаров позитивно повлияло на ведение бизнеса.
«Вопрос по киоскам — вопрос политический»
— Года полтора назад мы писали письмо в администрацию, нам ответили, что по нормативам газетных киосков достаточно, — говорит Вячеслав Черепахин. — Надо понимать, что вопрос по киоскам — вопрос политический. Если власти считают, что прессы у нас распространяется достаточно, то значит — достаточно. Каких-то законодательных вариантов давления нет. Это вопрос видения власти.
Медиамагнат привёл пример столицы, где газетные киоски продолжают успешно работать.
— Рецептов не очень много, но они видны, например, в Москве, — отметил Вячеслав Черепахин. — Это современные киоски, в нормальных местах, с хорошим обслуживанием. С нормальным ассортиментом по прессе и хорошей логистикой. С сопутствующими не залежавшимися товарами. В том числе билетами в театры, на различные мероприятия. Этим надо заниматься, это надо развивать. У нас, к сожалению, сложилась двоякая, тупиковая ситуация. С одной стороны нет денег на развитие, а с другой — когда мы готовились к ЧМ-2018 и расчищали город, чтобы сделать его красивым и удобным, мне кажется, что немного перестарались в сокращении киосков.
Вячеслав Черепахин заверил, что спрос на газеты и журналы есть.
— Мне, как издателю, до сих пор пишут и звонят волгоградцы с обращением, что не могут купить газету. И я понимаю, что спрос сейчас выше предложения. Существующая сеть киосков не удовлетворяет жителей, — резюмировал медиамагнат. — В итоге и денег нет, и заработать их не можем. И вопрос даже не столько как выживать, а как городские и областные власти видят это развитие, и на что они готовы пойти для этого. Всё, чего добились распространители, ушло в никуда. «Союзпечать» — это тоже любимое и брошенное дитя, которым много лет не занимались, и никакого чёткого решения по ней не было. Поэтому там ребята выкручиваются как могут. При таком мощном регулировании вопрос с газетными киосками без власти разрешиться не может.