Осужденный за подготовку теракта в школе 17-летний Ярослав Иноземцев из Волгограда сбежал за границу. Подростка приговорили к принудительным мерам медицинского характера, однако, не согласившись с решением суда, он, предположительно вместе с семьей, покинул Россию.
Напомним, впервые тогда еще 14-летнего Ярослава задержали 15 июня 2020 года, обвинив в подготовке теракта в школе № 61 Тракторозаводского района Волгограда, где он учился. Доказательствами этого, по мнению следователей, стали найденные у парня в квартире самодельные «коктейли Молотова», тетрадка с рецептами взрывоопасных смесей и показания одноклассника. Однако 9 июля 2021-го Южный военный окружной суд вернул дело в прокуратуру из-за многочисленных нарушений, а подростка отпустили домой, избрав меру пресечения — ограничение определенных действий.
Второй раз Ярослав Иноземцев был задержан 27 октября 2021 года, а уже 29 октября Центральный районный суд Волгограда изменил меру пресечения школьнику и отправил его в следственный изолятор. Затем родители и защитник Ярослава всё же смогли добиться замены меры пресечения с СИЗО на домашний арест.
18 ноября на ноге подростка закрепили электронный браслет, отслеживающий перемещения и запрещающий покидать жилище. 23 ноября в квартиру к семье постучала сотрудница УФСИН, которая сообщила, что браслет на ноге Ярослава сработал минувшей ночью. Родители утверждают, что 16-летний подросток спал дома, а правоохранители были уверены, что он ночью ходил по школе. В ответ на запрос адвоката директор школы № 61 Тракторозаводского района Татьяна Шумилина сообщила, что в ночь, когда сработал браслет, на территории школы или двора посторонних замечено не было, однако суд всё равно отправил Ярослава в СИЗО. Оттуда его перевели в спецучреждение — психиатрическую больницу.
Ярослав был признан виновным по статьям «Покушение на совершение террористического акта», «Незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств» и «Незаконное изготовление взрывчатых веществ, а равно незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств». К мальчику было решено применить принудительные меры медицинского характера.
9 января 2023 года суд Москвы рассмотрел апелляционную жалобу представителя подростка в формате видео-конференц-связи. В тот день Ярослав с мамой пришли на заседание с вещами подростка. Они были готовы к тому, что в случае вынесения неблагоприятного для них решения юношу сразу заберут в психбольницу.
Однако после вердикта судьи, который оставил приговор первой инстанции без изменений, все участники процесса покинули зал для заседаний. Ярослав и его мама, хоть и были огорчены решением суда, остались в недоумении — никто не скрутил и не забрал юношу. Убедившись, что они могут свободно покинуть здание, мама с сыном уехали домой на такси.
Спустя несколько дней после вступления приговора подростку в законную силу телефон его мамы оказался недоступен. Адвокат семьи заявлял, что также не может связаться с Юлией Бочаровой.
10 марта в Telegram-канале арестованного Центральным районным судом Волгограда и эмигрировавшего из страны оппозиционера Евгения Кочегина появилось видео с Ярославом Иноземцевым.
Юноша в кадре сидит на застеленной белым бельем кровати, которая стоит у белой стены с облупившейся краской. По фону, на котором Ярослав записывал видео, можно подумать, что он находится в психбольнице. Но его слова говорят об обратном.
— В данный момент я жив и здоров, — утверждает юноша. — Властям и ФСБ упрятать в психушку меня не удалось. Хочу сказать всем спасибо за поддержку и отзывчивость. Пользуясь случаем, в очередной раз хочу заявить, что я невиновен, что всё мое дело сфабриковано. Я был обычным подростком с обычными увлечениями. Сделать меня террористом решили из-за моих антиправительственных постов в соцсетях. Нам сейчас снова нужна помощь — собрать деньги для дальнейшего проживания и для дальнейших действий. Заранее хочу всем вам сказать спасибо за отзывчивость и помощь.
По информации автора Telegram-канала Евгения Кочегина, совместно с правозащитниками они вывезли Ярослава Иноземцева из страны. Где именно он сейчас находится — не уточняется. Зато сообщается, что семье подростка нужна финансовая помощь. В качестве реквизитов для перевода денег указаны номера банковской карты его бабушки, Евгения Кочегина и грузинского счета некоей Любови Самыловой.
Журналистам не удалось связаться с мамой Ярослава — Юлией Бочаровой. Спустя два месяца ее телефон все еще недоступен. Вне зоны доступа оказался и телефон бабушки подростка. Адвокат семьи сообщил, что не знает, где они сейчас находятся.
— Я ничего не могу сказать по этому поводу, — сообщил Андрей Гордеев. — Ничего не знаю. Не принимал в этом участие. Связи с ними нет вообще никакой. Я отправлял сообщения по поводу дальнейших своих действий, но ответа не поступило. То, что они живы и здоровы, — я знаю.
В УФСИН России по Волгоградской области сообщили, что после вступления приговора в законную силу подросток был снят со специализированного учета.
— 9 января 2023 года осужденный был снят с учета филиала по Тракторозаводскому району уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Волгоградской области, — сообщили в региональном ведомстве.
По информации источника V1.RU, близкого к сфере судопроизводства, в подобных случаях ответственность за исполнение решения, которым предусмотрены принудительные меры медицинского характера, берут на себя органы исполнительной власти. Собеседник редакции не исключает, что в данной ситуации таковым может быть Минздрав или его подведомственные учреждения. В министерство направлен письменный запрос. На момент публикации ответа не поступало.
В то же время источник редакции в правоохранительной системе сообщил, что 17 января в связи с уклонением от принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в специализированных условиях стационарного типа, Ярослав Иноземцев был объявлен в розыск. Уровень розыска журналистам уточнить не удалось. В пресс-службе УФСБ России по Волгоградской области на звонки редакции не ответили.