Волгоградский юрист Иван Иванов рассказал о правовых последствиях трагедии с катером в Камышине. Проводя параллель с затонувшим в 2018 году катамараном и осужденным за это лодочником, эксперт отмечает: в подобных случаях органам следствия нужно искать не крайних, а виновных.
Стоит напомнить, что в 2018 году на Волге, проходя через фарватер, плавучая дача столкнулась с буксиром «Капитан Вечёркин». Большая часть пассажиров катамарана «Елань-12» имела прямое отношение к ГИБДД и полиции. Экспертиза показала, что большинство из них были пьяны. Жертвами крупной речной аварии стали 11 человек. По словам выживших пассажиров катамарана, судном управлял скандально известный политик Дмитрий Хахалев, который также оказался в списке погибших. При этом его мать заявила в суде, что причиной аварии стала прихоть одной из пассажирок, а сам Хахалев в день трагедии был болен.
В катастрофе решено было обвинить лодочника Леонида Жданова. По версии следствия, мужчина должен был остановить Дмитрия Хахалева на проверку документов. В июне 2020 года Ворошиловский районный суд не нашел причинно-следственной связи между допущенными лодочником нарушениями и трагедией. Однако в прокуратуре, требовавшей для Жданова семи лет колонии, сочли иначе. Волгоградский областной суд с позицией гособвинения согласился и отменил оправдательный приговор, назначив мужчине четыре года лишения свободы условно с лишением права заниматься вспомогательной деятельностью, связанной с водным транспортом, сроком на два года. Сам лодочник категорически не согласился с этим приговором.
— Вины нет моей, — заявил после суда Леонид Жданов. — Приговор нас не устраивает, мы его не признаём. В конце сентября приговор вступил в законную силу.
По мнению юриста Ивана Иванова, в подобных случаях следствию стоит искать не крайних, а виновных.
— Всем понятно, что виноват тот, кто у руля судна, — уверен юрист. — Это прямая причинно-следственная связь. То, что после подобных инцидентов наказывают лодочников-стрелочников, это, на мой взгляд, безобразие нашей судебной системы. Хотят найти крайнего. А по сути, виновен тот, кто находится за рулем и нарушает меры безопасности при управлении судном.
Юрист также уверен, что следственным органам или спасательному ведомству стоит установить, кто создал условия для того, чтобы катер можно было спокойно взять в нерабочее время.
— Люди в погонах порой переходят грань закона, — считает Иван Иванов. — Неважно, полицейский, прокурор или судья — каждый может пьяный сесть за руль или еще что-то сделать, как и простые граждане. Пожалуй, это общая безалаберность людей. Вообще, тут, конечно, надо разбираться, как спасатель служебный катер взял. Думаю, по аналогии с лодочником будут привлекать того, кто брал этот катер, и того, кто создал такую ситуацию, что в неслужебное время можно плавсредства брать. Раз тот, кто был у руля, живой — вот его в тюрьму и посадят, скорее всего.
ЧП с катером в Камышине произошло вечером 15 апреля в акватории Волгоградского водохранилища. Моторная лодка под управлением нетрезвого сотрудника Камышинского поисково-спасательного подразделения налетела на бакен и опрокинулась. В результате ЧП шесть человек, находившихся в лодке, оказались в ледяной воде. Один человек, 40-летний мужчина, скончался на берегу, не дожив до приезда бригады скорой помощи. 12-летний мальчик числится пропавшим без вести — его ищут три группы водолазов. Профессиональные спасатели предполагают, что найти живым ребенка уже не получится.
Всю информацию о трагедии с катером мы собираем в онлайн-трансляции.