Концессионер, получивший в Волгограде контроль над электротранспортом, с 20 мая начинает реконструкцию нового участка скоростного трамвая от завода «Баррикады» до гимназии № 14. Как будет работать общественный транспорт на время реконструкции, что обещает концессионер и можно ли будет доехать из Центрального района на границу Кировского и Советского на трамвае? Собрали всё самое интересное в карточках.
- Что вообще за концессия такая?
- А зачем закрывают СТ? И надолго ли?
- А как людям на работу ездить?
- Так что делать-то собираются?
- Горожане за всё заплатят?
- А что-то новое строиться будет?
Что вообще за концессия такая?
В декабре 2022 года было заключено инвестиционное соглашение между Волгоградской областью, Волгоградом и АО «Электротранспорт +».
По условиям соглашения, АО «Электротранспорт +» привлекает инвестиции в транспортную инфраструктуру Волгограда и обновляет подвижной состав. Общая сумма вложений составила около 13 миллиардов рублей, а заработать транспортная концессия должна была с 1 февраля, однако сроки начала работы несколько раз переносили.19 мая концессионер объявил о начале работы и закрытии части маршрута скоростного трамвая.
В качестве инвестора выступает АО «Волгоградоблэлектро», 85% акций которого принадлежит Волгоградской области. Сотрудникам МУП «Метроэлектротранс» будет предложено перейти в новое предприятие с сохранением должностей и заработной платы. Часть сотрудников уже переведена в АО «Электротранспорт +».
Единственным полностью частным партнером АО «Волгоградоблэлектро» является ООО «Волгоградэнергостройпроект». Ее учредителями выступают действующий гендиректор АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» Дмитрий Цыбульников и некий Алан Хадзиев. Ранее он также руководил ГУП «Волгоградское областное предприятие "Вокзал-Авто"» и МУП «Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие № 7», а сейчас он является учредителем и гендиректором ООО «Специализированный застройщик Волгоградская Строительная Компания». Вместе с АО «Волгоградоблэлектро» они открыли ООО «Новые энергетические проекты» и ООО «Волгоградоблэлектросбыт». Мажоритарными владельцами обеих компаний выступают Хадзиев и Цыбульников.
А зачем закрывают СТ? И надолго ли?
С субботы, 20 мая, начнутся работы по реконструкции второй очереди пути скоростного трамвая — от завода «Баррикады» до гимназии № 14.
— Мы отремонтировали в 2020 году первые шесть километров пути, — рассказал заместитель председателя департамента городского хозяйства Сергей Комлев. — При ремонте применялись современные технологии, мы посмотрели, как это работает, насколько увеличивает скоростной режим и комфорт поездки. Всего в рамках инвестиционного соглашения планируется модернизировать 34 километра пути из 128, модернизировать трамвайное депо № 3 в Красноармейском районе и отремонтировать 11 тяговых подстанций. Две из них — с полной заменой оборудования.
Водители трамваев и кондукторы на время работ по реконструкции путей будут переведены на другие маршруты. Кроме того, в конце года планируется объявление аукциона на покупку 62 трамвайных вагонов с поставкой в начале 2024 года.
Предполагается, что город получит 12 трехсекционных трамваев и 50 одинарных вагонов. Также планируется отправить на капитально-восстановительный ремонт ту технику, которая в настоящее время обслуживает пассажиров. В частности, эта участь ждет 20 новых вагонов, полученных Волгоградом в 2018 году и 33 вагонов, приехавших в город-герой из Москвы после глубокой модернизации. Способы восстановления в настоящий момент уточняются. Не исключено, что вагоны будут полностью разбираться, дефектоваться и ремонтироваться. Также рассматривается вариант с покупкой кузовов первой комплектности.
К слову, именно количество закупаемых трамваев подверглось критике со стороны Минтранса. Ведомство потребовало представить дополнительные обоснования по прогнозируемым объемам транспортных и пассажирских потоков, закупке 50 односекционных вагонов и 12 трехсекционных вагонов, количеству и классу подвижного состава, необходимого для работы на муниципальных маршрутах регулярных перевозок (с учетом социального стандарта качества транспортного обслуживания).
Впрочем, волгоградцы переживают, что реконструкция может затянуться, как уже было в 2020 году, когда линия скоростного трамвая уже закрывалась на ремонт. На время реконструкции пути скоростной трамвай курсировал по усеченному маршруту — от станции «Ельшанка» до станции «Стадион "Монолит"». Точные сроки выполнения работ не назывались, однако плановой датой окончания работ указывался 1-й квартал 2021 года. В итоге запуск скоростного трамвая по обновленной линии состоялся только 1 сентября 2021 года, а уже 14 октября линию закрыли на исправление недоделок.
А как людям на работу ездить?
На троллейбусах или автобусах. На время реконструкции линии скоростного трамвая на линию выйдут дополнительные единицы троллейбусов, которые будут ехать по Первой продольной. На них можно будет оплатить проезд не только троллейбусным проездным, но и проездным на скоростной трамвай. Кроме того, в утренний час пик к троллейбусам присоединятся еще и автобусы, которые будут ездить по спецмаршруту от гостиницы «Старт» до железнодорожного вокзала. В департаменте городского хозяйства пообещали тщательно мониторить ситуацию с перевозками и при необходимости вмешиваться.
Так что делать-то собираются?
На участке от завода «Баррикады» до остановки «Гимназия № 14» планируется полная замена рельсошпальной решетки, щебеночной призмы и основания подушки. Деревянные шпалы заменят на бетонные, требующие минимального обслуживания. Рельсы будут укладывать клетями по 400 метров с устройством компенсационных температурных швов и сваркой рельсов алюмотермитной сваркой. Это позволит, по заявлению руководства новых концессий, снизить уровень шума при движении трамваев и понизить расходы на ремонт вагонов. На участке от Центрального стадиона до ТРЦ «Европа Сити Молл» для снижения шума будут уложены специальные железобетонные плиты. На всех переездах трамвайных путей планируется сменить асфальтовое покрытие или брусчатку на резинокордные настилы. Исключение составит только переезд на Мамаевом кургане — из-за особенностей профиля пути там невозможно уложить резинокорд. На переезде уложат бетонные плиты.
Кроме того, концессионер планирует полностью реконструировать остановочные павильоны с адаптацией их под нужды маломобильных пассажиров. Там появятся современные павильоны, оснащенные электронными табло, светодиодным освещением. Реконструкции также подвергнется контактная сеть трамваев.
Водителей и кондукторов на время реконструкции переведут на другие маршруты.
Горожане за всё заплатят?
Тарифная политика транспортного предприятия остается в ведении муниципальных властей. Стоимость проезда будет утверждаться депутатами городской думы. Также за администрацией Волгограда остаются контролирующие функции.
Имущество МУП «Метроэлектротранс», передаваемое в концессию, также будет в собственности Волгограда, однако оперативное управление будет осуществлять концессионер — это условие государственно-частного партнерства, под которое можно просить денег из федерального бюджета. Концессионная программа в целом рассчитана на 25 лет, фаза инвестиций рассчитана на пять лет, однако концессионеры намерены пройти фазу инвестирования за три года, обещая предоставить пассажирам удобный и комфортный транспорт.
Стоит отметить, что незадолго до официального и громкого начала работы новых концессий в городе произошла смена учредителей в еще двух концессионных проектах администрации Волгограда — «Концессий водоснабжения» и «Концессий теплоснабжения». ЗАО «Лидер» вышло из проекта по управлению системами горячего и холодного водоснабжения, а также теплоснабжения в Волгограде. Новыми учредителями концессий, по данным авторов сразу нескольких телеграм-каналов, стали АО «Волгоградоблэлектро» и «Корпорация развития Волгоградской области».
А что-то новое строиться будет?
Основной упор при реализации концессионного соглашения делается на реконструкцию магистральных маршрутов.
Предполагается, что концессионер модернизирует 29 километров путей как скоростного трамвая, так и остальных путей там, где это необходимо. Кроме того, инвестор намерен построить новые пути от конечной «Волгоградский тракторный завод» в сторону Спартановки. Запланирован ремонт подземных станций скоростного трамвая, в том числе с заменой эскалаторов. Также планируется обследование сводов подземных туннелей, где была обнаружена серьезная просадка. При необходимости их также отремонтируют.
Не исключена возможность продления трамвайного сообщения и на юг города. Однако не факт, что это будет именно скоростной трамвай или метро. Метро целесообразно в городах с населением от 5 миллионов человек, вывод на поверхность скоростного трамвая в Советском районе — проект сложный и дорогой. При этом вопрос продления трамвайных путей на юг города не сбрасывается со счетов. Возможно, это будет продление ветки от трамвайного кольца на остановке «Обувная фабрика». Но где планируется новая конечная — пока неизвестно, а концессионеры на этот вопрос отвечали уклончиво: «Всё будет зависеть от того, как будет дальше развиваться город».
Впрочем, спикер Госдумы Вячеслав Володин спрогнозировал провал волгоградских концессий транспорта в силу большого объема средств, которые будут необходимы для компенсации концессионеру для удержания адекватных тарифов. Об этом господин Володин заявил на больших парламентских слушаниях, посвященных вопросам развития городского электротранспорта.
Волгоградцы же в свою очередь советовали сдать в концессию саму мэрию:
— Волгоградская гордума готова отдать всю жизненно важную транспортную инфраструктуру в концессию. Все предыдущие концессии в городе провалились — цены на воду, тепло, детское питание, вывоз мусора, похороны и т. д. увеличились кратно, качество предоставляемых услуг снизилось, — считают авторы телеграм-канала «Территория здравого смысла». — О мифических инвестициях стесняются говорить уже даже отъявленные лицемеры, а прибыль «совершенно понятных» лиц обеспечивают прямо из своих карманов волгоградские налогоплательщики.
Известный волгоградский крестьянин, публицист и поэт Андрей Прошаков считает, что без почетного гражданина Волгограда и действующего депутата Госдумы Виталия Лихачева тут не обошлось.
— Эх, если бы был Лихачев, то трамвай бы не развалился, а, превратившись в скоростной, доехал прям даже не до СХИ, а сразу до ВолГУ и даже без сдачи в концессии, — рассуждает Андрей Прошаков. — К сожалению, жители Волгограда еще долго будут ощущать на себе последствия правления нынешнего депутата Государственной Думы, почетного гражданина города-героя Волгограда. Самое главное — вы и этого, как его, забыл его фамилию, ну нового мэра, потом не забудьте почетным гражданином тоже назначить.