Ученые Московского государственного университета потребовали остановить строительство новой трассы в Волго-Ахтубинской пойме. Биологи обнаружили краснокнижные растения и животных в месте возведения дороги, а компенсационные посадки, которые предусмотрены проектом, назвали бесполезными.
По просьбе волгоградских экологов в МГУ разработали справку об особо охраняемой природной территории «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма». Согласно опубликованному документу за подписью заместителя декана биологического факультета МГУ, профессора Леонида Корзуна и заведующего кафедрой высших растений биологического факультета Дмитрия Соколова, строительство дорог на этой территории приведет к непоправимым экологическим последствиям.
— На отчуждаемой для строительства скоростной автомобильной трассы территории гнездится орлан-белохвост, занесенный в Красную книгу России и Волгоградской области, обитает еще 29 видов животных из Красной книги России и Волгоградской области, имеющих разный охранный статус, в том числе такие птицы, как желтая цапля, малый лебедь, белоглазая чернеть, степной орел и другие, — сказано в справке МГУ. — Из беспозвоночных животных два вида занесены в региональную Красную книгу — бабочка Лента орденская голубая и медицинская пиявка. Охраняемые млекопитающие представлены светлым хорем и гигантской вечерницей (Красная книга РФ).
По мнению ученых, возмещение планируемой вырубки дубов посадками новых деревьев не приведет к полноценному решению проблемы нарушения природного комплекса поймы, поскольку речь идет о разрушении не набора деревьев, а целого природного сообщества, на восстановление которого необходимы многие десятилетия, если не столетия.
— Таким образом, северная часть территории ООПТ «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма» представляет собой дубраву с сохранившимся подлеском, где возраст некоторых деревьев составляет около 360 лет, что заслуживает придание им охранного статуса «памятник природы», — резюмируют в документе. — Дубрава имеет естественное происхождение, а не насаженное, но подвержена высокой антропогенной нагрузке. Для сохранения биоты данной территории требуется не допустить строительства дорог на данной территории, что приведет к непоправимым экологическим последствиям и исчезновению местообитаний охраняемых видов растений и животных.
Как журналисту V1.RU рассказала автор документа, старший преподаватель кафедры высших растений биологического факультета МГУ Татьяна Федорова, для подготовки справки она пользовалась данными из открытых источников, но полноценные исследования по объекту они не проводили.
— Это не текущие исследования, так как их должен был бы кто-то оплатить, — сообщила Татьяна Федорова. — Эту справку мы еще в сентябре готовили по ранее опубликованным литературным данным из открытых источников. К нам обратились с личной просьбой экологи Волгограда.
Автором обращения к преподавателям МГУ стал экоактивист и защитник Волго-Ахтубинской поймы Антон Гетманенко.
— Подготовить эту справку сотрудников МГУ просил я, — признался волгоградец. — Они по моей просьбе прислали мне результаты, которые я направил в Генпрокуратуру, чтобы их приложили к проверке, которую проводят в надзорном ведомстве по вопросу строительства трассы в пойме.
Напомним, попытки так называемых «защитников дубов» сорвать строительство трассы от «танцующего моста» до Волжского идут уже давно. С целью привлечь внимание к своему движению защитники деревьев от дороги присвоили пням имена чиновников, продюсеров и губернатора Андрея Бочарова. В середине сентября фотограф Сергей Мармеладов устроил обнаженную фотосессию в поддержку вырубаемых дубов. При этом волгоградцы, живущие вдоль оживленной трассы, наоборот, настаивают на ее скорейшем строительстве.
Накануне волгоградку Ксению Серафимову, вышедшую с ребенком на руках против тяжелой техники в Волго-Ахтубинской пойме, привлекли к административной ответственности за самоуправство. А в сентябре Волгоградский областной суд оставил без изменения решение Краснослободского районного суда, согласно которому политически активную пенсионерку Галину Тихенко оштрафовали на 150 тысяч рублей за участие в массовой акции экоактивистов, которые вместе с депутатом областной думы Александром Осиповым собрались 7 июля на месте строительства трассы в Волго-Ахтубинской пойме, у поворота на Лебяжью Поляну. На фотографиях, сделанных самими же экоактивистами, видно, что Галина Тихенко с плакатом в руке стоит на фоне строительной техники рядом с другой держащей плакат женщиной.
По результатам этого «массового схода» к ответственности были привлечены несколько его участников. Так, проживающего в коттедже неподалеку от места будущей стройки депутата областной думы Александра Осипова лишили зарплаты почти в 200 000 рублей, закрепленной служебной автомашины и кабинета. Еще одной участнице, Татьяне Дмитриевой, назначили штраф в размере 20 000 рублей за организацию и проведение публичного мероприятия. Пенсионерке Галине Тихенко, как уже привлекавшейся к ответственности за участие в митинге в поддержку Навального «рецидивистке», постановлением Краснослободского городского суда был назначен штраф 150 000 рублей.
Тем временем действующая дорога в пойме регулярно стоит в огромных пробках. Узкая двухполосная трасса рассчитана на шесть тысяч машин в сутки, а фактически по ней проезжает около 40 тысяч машин. Нередко на дороге случаются страшные аварии, многие из которых заканчиваются смертельным исходом. Так, в одном из ДТП, которое спровоцировал молодогвардеец Ренат Булатов, погибла целая семья. А 1 января 2020 года на этой же дороге была сбита семья из трех человек. Женщина погибла на месте, ее супруг — в машине скорой помощи. Выжить удалось лишь одному 12-летнему мальчику.
Строительство новой трассы в настоящее время ведет компания «ЕКС», которой помогают десятки субподрядчиков. Кроме строительства дороги в Волго-Ахтубинской пойме эта подрядная организация занимается берегоукреплением в Ворошиловском районе Волгограда. Кроме того, эта же компания построила плотину на ерике Каширин, которую смыло первым же паводком. АО «Группа компаний "ЕКС"» зарегистрирована в Ярославле и располагает, по данным на 2019 год, штатом из 676 сотрудников. Уставной капитал акционерного общества — 7 400 400 рублей. Директор Алексей Власов попутно является учредителем компании из Санкт-Петербурга, специализирующейся на строительстве жилых и нежилых зданий. В послужном списке ГК «ЕКС» — 11 госконтрактов на сумму 16 миллиардов рублей. Некоторые из них заключены с администрацией Волгоградской области.